А если вы не умеете, то идите покупайте консультации коучей и марафоны для развития вашего финансового мышления.
Кроме юмора, вот бытовой пример. Твой муж дает тебе 20 тысяч рублей и говорит: «дорогая, купи себе кожаные сапоги! Самые лучшие, которые ты хочешь на эти деньги!». Одна женщина с кайфом и удовольствием купит себе кожаные сапоги и будет наслаждаться ими! А вторая, подумает, ой ну какие мне кожаные сапоги? Еще и за такие деньги! Я лучше пойду куплю себе дешевые и буду в них ходить, а сэкономленные деньги потрачу на что-то другое.
И нет, тут дело не в финансовой грамотности, а в том, что деньги тоже нужно уметь тратить!
В организации мероприятий все то же самое. Если вы не можете придумать на что потратить заложенный бюджет, то это говорит о том, что вы начинающий специалист, плохо знаете конъюнктуру рынка или думаете, что идея сэкономить не отразится на качестве мероприятия.
Это как шутки про маркетинг без бюджета, что это не повод гордиться тем, что у вас нет бюджета на маркетинг. Если компания себе может позволить дорого и богато отмечать праздники, то это круто! Задача ивентщиков реализовать все на 199 процентов!
Давайте начнем с основных понятий, что такое тендер и как в нем участвовать. И дальше мы расскажем, почему плохо занижать стоимость.
Тендер — это торги для поиска поставщика товара или услуги. Участники тендера предлагают заказчикам свои условия поставки. Тот, кто предложит лучшие условия, становится победителем. Чаще всего под лучшими условиями подразумевается наименьшая стоимость. Это ключевой критерий, по которому можно выиграть любой тендер.
Мы занимаемся ивентами и наша история будет про то как разные агентства занижают цены на тендерах, а потом вместо успешных кейсов в портфолио получают испорченную репутацию и долговые обязательства.
Вот есть компания N, и она хочет отпраздновать с размахом свое 25-летие на рынке. Они выбрали определенный ресторан, понимают, что будет 1000 человек, примерно понимают какого они хотят ведущего, сколько творческих номеров и какого уровня артисты должны быть. Они упаковывают это все в техническое задание, определяют примерную стоимость и публикуют на тендерной площадке.
Да, в техническом задании не прописаны какие конкретно должны выступать артисты, какое количество единиц оформления, кто ведущий и тд. Обычно все звучит не персонализировано, может быть указан жанр, ведущий с каким-то определенным опытом, тематика оформления. Любая уважающая себя компания прежде, чем кидать свое предложение изучит потенциального клиента. Посмотрит, а что они проводили раньше, какой уровень для них окей, а что не стоит даже предлагать.
Любое техническое задание всегда читается через призму профессионализма и безграничной фантазии. После изучения, финансового просчета и понимания, что да, наша команда сможет сделать это на достойном уровне, только после этого формируется заявка на участие в тендере. На этом этапе всегда будет понимание, а на сколько мы можем снизиться? А ниже какой границы мы не пойдем? Потому что это не выгодно, и мы не сможем обеспечить все, что требуется на высоком уровне.
А бывает и по-другому, когда несмотря ни на что, компании прорываются в тендеры, потому что думают, что отхватят классный кейс. А отхватывают…
Так вот, в мохнатом году, одна знакомая компания праздновала свой юбилей. Они разместили тендер в ожидании самого лучшего подрядчика, кто сможет реализовать все на высшем уровне. А получили неопытную компанию, которая ворвалась и снизила изначальную стоимость, тем самым забрав этот тендер.
Все бы ничего, но!
Но есть техническое задание и замечательная формулировка «после согласования с заказчиком». Не знаю, чем думали в агентстве, но после выигранного тендера они сели считать свою пиэндэльку и поняли, что тяжело свести дебет с кредитом. Сначала они попытались подобрать дешевые коллективы и ведущего – вчерашнего студента. Но эта формулировка «после согласования с заказчиком» и отсутствие предварительной работы по изучению компании сыграло злую шутку. Для компании нормально – медийный ведущий и коллективы из златоглавой столицы нашей Родины, ой, а это же еще логистика! Естественно, никакие коллективы из Домов культуры, женщины с перьями и поющие дети не прошли модерацию у заказчика.
Осознанные заказчики – это лучшее, что есть в мире ивентов!
Тут не смогли, ищут лазейку дальше. Хуже плохой программы и ужасного ведущего на празднике может быть только одно – это еда, которой не хватило! В панике, такие вот горе-организаторы бегут к банкетным менеджерам, начинают заниматься уменьшением грамовок еды, раскладыванием 3 закусочных тарелок на 4, и так далее. В попытках выкроить хоть какие-то деньги на программу организаторы в буквальном смысле воруют хлеб гостей!
А в итоге не могут обеспечить ни хлеба, ни зрелищ!
Но тебе изначально предлагали деньги на программу! От которых ты отказался, потому что думал, что можно будет кого-то обмануть?
Главное правило в любой работе: заказчики не дураки! Когда они спросили, а зачем же вы так снижались? Сумма же была намного выше? Горе-организаторы сказали: «Мы очень хотели с вами поработать для портфолио».
В портфолио обычно идут очень хорошие проекты, а не те, где было выжато все, заказчик остался недовольным, а вы, как компания отработала в большой минус. А на будущий год компания – заказчик будет вынуждена индексировать стоимость праздника от заниженной цены.
Страдают заказчики, страдают сотрудники компаний от недополученного праздника, страдают исполнители. А ведь можно было не занижать стоимостное предложение изначально!
Снижение не должно происходить на первом этапе. Это какое-то правило адекватных торгов. Обычно на втором этапе предполагается подача дополнительных ценовых предложений. То есть, в любом случае на втором этапе появится минимальная цена, и дальше можно уже двигаться в меньшую сторону или отказываться, понимая, что это сильно не выгодно и ты не сможешь дать качественный результат за такой бюджет.
Ну и помните, если вы не готовы работать с большим бюджетом, то не нужно снижать его. Нужно просто искать себе других заказчиков. Через демпинг хороших кейсов, больших денег и доверительных взаимоотношений с заказчиком не получить!