Во многих сферах есть сотрудники, которых можно назвать звездами в профессии. Эти специалисты не только решают задачи бизнеса, но еще и предлагают прорывные идеи, «заряжают» коллег и привлекают клиентов.
За такими звездными сотрудниками следят HR-службы и стараются переманить в свою компанию. Но конечно, есть у таких экспертов и недостатки. Они могут быть очень требовательны к условиям работы, а еще не всегда готовы встроиться в команду и трудиться по уже существующим правилам. Как же взаимодействовать со звездами? Разбираемся.
Как заполучить звезду в команду: вырастить в компании или нанять
Кажется, что нанять уже опытного и доказавшего свою эффективность сотрудника — простой способ. Но именно в этом случае велик риск столкнуться с тем, что вложенные в наем ресурсы могут не оправдаться.
Дмитрий Горобцов, основатель сети студий растяжки Lady Stretch:
Если вы нашли на рынке труда профессионала, его стоит нанять. Но перед этим важно четко обсудить ожидания и прописать обязанности сторон, чтобы в будущем не возникло разногласий и сотрудник не стал настаивать на особых условиях.
Более медленный, но надежный путь — вырастить звезду в собственном коллективе. Правда, для этого тоже нужны ресурсы, и не всегда материальные. Дополнительная мотивация — это возможность реализовать себя и постоянно развиваться.
Следите за тем, чтобы в компании сотрудники могли расти не только вертикально, но и горизонтально: осваивали смежные навыки, расширяли компетенции, пробовали себя в разных проектах, участвовали в профильных конференциях и могли обмениваться опытом. Не давайте людям скучать, но интересуйтесь, готовы ли они сами к новым обязанностям и ролям. Только в таких условиях получится прокачать звездного сотрудника на рабочем месте.
Минус такого подхода только один — со временем специалист может «перерасти» компанию и уйти к конкурентам, прихватив наработки или клиентскую базу.
Как удержать звезду в компании
Неважно, вырастили вы звездного сотрудника или наняли — иногда пути компании и работника расходятся, и это нормально.
Татьяна Шутова, основатель сети салонов 4hands:
Не стоит переживать, что уход звездного специалиста — угроза для всего бизнеса. Компания — это большой механизм, который состоит из множества важных деталей, одной из них является ваш сотрудник. Даже если он попытается переманить клиентов, на 100% реализовать затею не получится. Обычно клиенты не готовы менять свои привычки.
Чтобы защитить внутренние разработки, документы и клиентскую базу, стоит составить договор о неразглашении коммерческой тайны и четко прописать, что к ней относится. А все контакты с клиентами и контрагентами вести так, чтобы у сотрудников не было возможности передать личные телефоны и адреса в соцсетях.
Выстроить четкую систему работы с клиентами помогают специальные сервисы. Например, решение для сферы услуг от Сбера. В него входят электронные базы клиентов и журнал визитов, с его помощью можно записываться онлайн, отслеживать нагрузку и результаты работы каждого конкретного сотрудника.
Уйти из команды может любой человек. Иногда подобное случается из-за его личных обстоятельств. Но бывает, что это сигнал: сотруднику такого уровня в компании чего-то не хватает. Например, дохода или возможностей для самореализации.
Для талантливых сотрудников важна автономность и разрешение проявить инициативу. Изменить практики, которые они считают неэффективными. Поэтому не мешайте им творить и снимайте жесткие ограничения — ведь именно ради новых идей вы их и нанимали.
Звезду труднее заинтересовать, поэтому перед ними надо ставить действительно сложные задачи. И не забывайте давать положительную обратную связь об успехах.
Ну а если уход одного сотрудника оказывается критичным для бизнеса, то это говорит о слабой системе найма и обучения — дело не должно держаться на одном человеке, даже если он профессионал звездного уровня.
Мы в Сбере всегда рады талантливым специалистам с опытом и экспертизой. Также мы создаем все условия, чтобы члены нашей команды становились звездными сотрудниками, росли профессионально и продвигались вверх по карьерной лестнице.
А для развития личного бренда и прокачки экспертности в Сбере есть Академия амбассадоров — там мы обучаем сотрудников вести социальные сети, выступать на публике, записывать подкасты и многому другому. Присоединяйтесь к команде Сбера и прокачивайтесь не только в рабочих задачах!
Реклама АО «Сбербанк», ИНН: 7707083893